ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ ДИСПРАКСИИ У ДЕТЕЙ

Иногда мы отмечаем, что некоторые дети немного неуклюжи. Но, если это выглядит больше, чем просто небольшая неуклюжесть, специалисты предполагают диспраксию. Термин диспраксия происходит от латинских слов «dus» и «praxis» что означает трудности с действиями. Он используется для описания проблем сенсорной обработки у детей (и у взрослых), когда им трудно планировать и организовывать свои движения – в повседневных действиях, играх и даже речи. Но, дети с диспраксией испытывают не только трудности с двигательными навыками. У них также могут наблюдаться и затруднения в планировании и организации, например, обдумывании идей для игры.
Наши повседневные действия на мозговом уровне требуют крайне сложной и четкой интеграции между основными функциями и сценариями движения. Диспраксия – это расстройство, при котором наблюдаются трудности с организацией и управлением телом для выполнения моторного навыка (движения), необходимого для правильного выполнения этапов процесса и обеспечения наиболее эффективного выполнения задачи. Для этого мозг должен получать и регистрировать сенсорную информацию из окружающей среды и от собственного тела – тактильную (осязание), кинестетическую (осознание положения тела), вестибулярную (осознание равновесия) и визуальную. Затем мозг должен обработать и интерпретировать эту информацию, чтобы сгенерировать соответствующий ответ: в том числе, как взаимодействовать с окружающей средой, как спланировать движение, необходимое для продолжения процесса и, наконец, как выполнить задачу.
Согласно исследованиям диспраксией страдают до 6% детей, и ее чаще наблюдают у мальчиков.
Причины этого состояния даже для специалистов до сих пор остаются не совсем понятными. Среди прочих, которые могут перекрываться другими нарушениями, называют врожденные, генетические причины, отрицательное влияние на мозг плода во время беременности, наследственность, недоношенность или переношенность плода.
Специалисты, в связи с этим, подчеркивают важность своевременного обнаружения симптомов и обращения к профессионалам для установления диагноза и оказания эффективной помощи ребенку.
В зависимости от вида действий, которые не удается выполнить автоматически, от причин и клинического вида, диспраксия подразделяется на два типа:
ПЕРВИЧНУЮ, возникновение которой не связано с неврологией и пр., и ее происхождение не удается определить.
ВТОРИЧНУЮ, которая развивается, как результат некоторых аномалий – аутизма, синдрома Дауна, ДЦП или, как следствие черепно-мозговых травм.
Также диспраксию можно разделить по видам только в зависимости от типа действий, которые ребенок не может выполнить автоматически:
ДИСПРАКСИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ – затруднения с контролем за движением глаз и взгляда. Примером может являться чтение, когда ребенок с диспраксией вынужден для слежения за строкой двигать не глазами, а головой.
ДИСПРАКСИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ – трудности с выполнением действий, требующихся для образования звука. Проблемы с ясным выражением мысли, с порядком расстановки слов и обработкой предложений и фраз.
ДИСПРАКСИЯ МОТОРНАЯ – нарушения движений. Это может быть и одевание, и завязывание или развязывание шнурков, хождение и письмо, которое ведет к проблемам с чтением.
Двигательные нарушения при диспраксии также подразделяются на:
ОДЕВАТЕЛЬНАЯ, когда ребенок не только не в состоянии нормально одеться, обуться, завязать шнурки, застегнуться и надеть предмет одежды на соответствующую часть тела, но и не может следовать определенному порядку – ему сложно понять, например, что начинать одевание необходимо с нижнего белья.
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ, когда ребенок затрудняется выражать свои эмоции с помощью мимики. Ему трудно соотнести свое эмоциональное состояние с движением определенных групп лицевых мышц.
КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ, когда явно выражена неспособность ребенка к быстрому темпу движения (например, бегу, прыжкам, ходьбе).
КОНСТРУКТИВНАЯ, когда ребенок воспринимает пространство неадекватно в двух-или трехмерном виде, что затрудняет пространственную координацию движения.
ИДЕАТИВНАЯ, когда ребенок затрудняется в обдумывании, осмыслении действия, а затем в его практическом применении – реализации.
ДЕАМБУЛАТОРНАЯ, когда ребенок не в состоянии менять типы ходьбы. Например, на физкультуре, когда требуется с простой ходьбы перейти к ходьбе на цыпочках или на пятках, или от медленной ходьбы перейти к быстрой.
Диспраксию можно обнаружить даже в первый год жизни ребенка:
- если вы отмечаете, что ему сложно сосать молоко или видите проблемы с процессом принятия пищи при появлении прикорма.
- если развивается долгий непрекращающийся плач.
- если ребенку не удается захватывать палец или предмет.
- если у него начались проблемы со сном.
- если у него не получается сфокусировать взгляд или наблюдаются сложности с движением глаз.
- если у ребенка возникли проблемы с сидением и ползанием в надлежащее время.
- если ребенок не произносит звуки и не пользуется жестами.
- если у него сниженный интерес к игрушкам и играм.
В возрасте до пяти лет проявления могут быть следующими:
- ребенок не научился самостоятельно есть.
- он очень трудно засыпает.
- ему сложно поддерживать равновесие.
- у него пониженная концентрация внимания.
- гиперактивность.
- у ребенка маленький словарный запас и сложности с артикуляцией.
- у него проблемы с координацией движения (например, не может пользоваться карандашом, ножницами, столовыми приборами).
- проблемы в социализации.
В начальной школе:
- трудности в обучении, в том числе, проявления дисграфии, дислексии и дискалькулии.
- медленное выполнение заданий, в том числе, копирование текстов с доски или письмо во время диктантов.
Для диагностики диспраксии, как и для диагностики других неврологических нарушений, начинать следует с проверок слуха, зрения и т.п. При исключении этих проблем специалисты внимательно изучают наследственность ребенка, ход беременности и родов. Они проводят тестирования на способность ребенка выполнять движения разного рода, меняя их тип или скорость. Ребенка просят раздеться или одеться. Ему предлагают пазлы и головоломки, проверяя его пространственную ориентацию.
Диспраксия даже при реабилитации и коррекции никуда не исчезнет. И все же с этим можно научиться жить. С помощью упражнений ребенка обучают образовывать звуки, правильно артикулировать, лучше выражать собственные мысли, работать с лицевыми мышцами. У него развивают пространственное восприятие, осознание тела, ощущение вертикали своего тела, контроль за конечностями и ощущение разных частей тела. Ребенка учат правильно воспринимать окружающий мир и пространство, координации движения конечностей и пальцев рук, тактильной восприимчивости, правильной осанке, движению глаз и походке. Полезным для него является вовлечение в групповые занятия трудотерапией.
И, как всегда, я хочу подчеркнуть, что у детей с диспраксией, как и у детей с другими подобными неврологическими расстройствами, есть сильные стороны. Они креативны, устойчивы, умеют сочувствовать и обладают хорошим чувством юмора.
Диспраксия окружена различными мифами.
Считают, что она встречается крайне редко, но это лишь следствие того, что ее редко диагностируют из-за сложностей в распознавании.
Детей с диспраксией считают просто неуклюжими, нескоординированными и незрелыми, хотя причиной ее являются проблемы с моторикой и контролем за мышцами.
Из-за трудностей с письмом принимают ее за дисграфию. И, действительно, по многим пунктам они схожи, хотя сопровождаются разными дополнительными проблемами.
Считают, что у таких детей снижен интеллект, хотя это вовсе не так. Им просто трудно заставить свое тело идти в ногу со своим мозгом.
Диспраксию невозможно вылечить. Да, вылечить ее, действительно, невозможно, но можно научиться с ней жить и улучшить качество жизни.

Коментарі

Популярні публікації